Приложение Бетера на Андроид

Дожить до выборов

Опубликовано: 24/03/2015 - 14:10

Назначенные на осень этого года выборы президента заставляют власти страны ускоренными темпами искать возможность хотя бы немного приподнять уровень жизни избирателей. Но в этом году, на фоне кризиса, сделать это будет тяжело, как никогда.

Все плохо?

По традиции, каждый раз в год выборов президента власти Беларуси делают все возможное, чтобы поднять уровень жизни населения. Оппозиция говорит о подкупе избирателей, президент – о социальной политике. Но в любом случае зарплаты и пенсии в год выборов повышают обязательно.

Однако в нынешнем году все может оказаться иначе: такого плохого положения в экономике, пожалуй, не было с 2009 года. В самом деле, руководству страны политика и PR всегда давались намного лучше, чем управление экономикой.

Самое важное – со времени декабрьских событий средняя зарплата по стране упала со средних $500 до $200-300. Для избирателей это заметный психологический шок. Во-первых, к хорошему быстро привыкаешь, а во-вторых цены в магазинах Беларуси по сравнению с соседями довольно высоки – например, в Минске поход в магазин за продуктами на несколько дней обходится не менее чем в $30. Понятно, что теперь официальные СМИ никак не вспоминают, что несколько лет назад президент лично обещал среднюю зарплату по республике в размере $1000. Сегодня вспомнить о таком было бы просто издевательством, хотя, конечно, можно оправдаться за невыполнение обязательств – например, очевидным для всех падением российского рубля, падением цен на нефть, санкциями и т. д.

Другой печальный для властей момент – то, что Беларуси в этом году надо будет выплатить около $6 млрд по внешним заимствованиям. При этом ЗВР страны составляют всего $4,6 млрд – это меньше трехмесячного объема импорта в страну, что уже составляет критический порог. Получается, что только в этом году до выборов нужно как-то привлечь не менее $5-8 млрд дополнительного финансирования – просто чтобы и с долгами расплатиться, и уровень жизни до выборов обеспечить. Это потом, после 15 ноября, можно будет позволить себе многое, включая девальвации в стиле 2011 года.

Государственная политика по ограничению импорта дала свои плоды – но не те, которые хотело бы видеть правительство. Дело в том, что за последние буквально полгода импорт рухнул почти в два раза (экспорт – на 35%). Но основа импорта – это комплектующие и прочая промежуточная продукция и сырье для белорусской промышленности. Результатом ограничения такого импорта становится переход многих белорусских предприятий на 3-х и 4-х-дневную рабочую неделю, урезание зарплат и даже сокращение работников, что ранее было категорически запрещено (с начала года численность работников на промпредприятиях Беларуси сократилась более чем на 10.000 человек). Количество предприятий, работающих неполную неделю и урезавших зарплаты исчисляется уже сотнями, и это крупнейшие промпроизводители типа МАЗа, «Гомсельмаша», МПОВТ, светлогорского завода железобетонных изделий и т. д.

Не самый лучший фон для начала предвыборной кампании президента. Который когда-то, собственно, и стал президентом, пообещав «запустить заводы».

Где взять деньги?

Теперь вторая сторона вопроса: где власти смогут взять необходимые деньги за оставшиеся до выборов месяцы? Про обещанный кредит от России в $2,5 млрд подозрительно давно ничего не слышно. О том, что дела с деньгами от России идут не очень, свидетельствует явное давление Александра Лукашенко на своего российского коллегу. Белорусский президент дает понять, что если Кремль не поможет сейчас, в трудную минуту перед выборами, то в дальнейшем развитие ЕАЭС может затормозиться.

Например, недавно в Астане белорусский президент недвусмысленно намекнул: «Темпы негативные накапливаются, и многое зависит здесь от Российской Федерации, мы втроем должны найти выход из этого положения так, чтобы наш союз оказался и дальше привлекательным, чтобы люди видели, что у нас положительная динамика, хотя бы внутри нашего союза».

Одновременно с начала этого года белорусский МИД развернул просто-таки небывалую активность по налаживанию отношений с Западом. Цели здесь две: промежуточная – добиться приглашения Александра Лукашенко на саммит Восточного партнерства в Ригу. (И все к тому идет.) Главная – получить кредиты от МВФ, как это было в 2009 году. Шансы на это тоже растут – в Минске работает миссия МВФ, идут переговоры в штаб-квартире Фонда, а также активные консультации с США – главным акционером МВФ.

Кстати, со Штатами наш МИД налаживает отношения удивительно быстрыми темпами: так, с белорусского госпредприятия «Белоруснефть» 9 марта были сняты американские санкции. Снят запрет и на импорт технологичного оборудования из Северной Америки. А в конце 2014 года США также отменили ограничения в отношении «Трастбанка». Идут переговоры о возвращении в Минск посла США.

Еще активнее идут переговоры с Евросоюзом. Лукашенко не так давно встретился с заместителем генсекретаря Европейской службы внешних действий Хельгой Шмид. При этом обсуждалось не только улучшение взаимных отношений Беларуси и Европы, но и «создание единого экономического пространства между Лиссабоном и Владивостоком».

А в Минске 19 марта замминистра иностранных дел Беларуси Елена Купчина провела переговоры с «делегацией дипломатов высокого уровня» МИД стран ЕС – Венгрии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши, Словакии, Швеции и Чехии. Речь шла как раз об участии главы Беларуси в саммите Восточного партнерства в Риге. То есть о снятии запрета на въезд в ЕС для Александра Лукашенко и других высокопоставленных чиновников.

Одновременно идет и уже упомянутое давление на Россию. 16 марта, назначая посла Беларуси в Молдове, Александр Лукашенко заявил, что у властей этой страны нет лучшего варианта, чем вступить в ассоциацию с Евросоюзом. «Молдова избрала свой путь, ничего не поделаешь. На месте Молдовы трудно было бы избрать другой путь», – сказал Лукашенко. Однако известно, что именно договоры об ассоциации постсоветских стран с ЕС вызывают особо острую аллергию у Кремля. Например, именно после того как Молдова подписала договор об ассоциации с ЕС, Россия официально закрыла свой рынок для молдавских овощей и фруктов – основы экспорта этой страны.

Другой момент, который может раздражать Россию – рост влияния католицизма в Беларуси. Несколько дней в Беларуси провел второй человек в иерархии Ватикана, государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин. За это время он встретился в Минске очень со многими – президентом, католическими и православными иерархами, местной христианской молодежью. По словам кардинала, во время его переговоров с Александром Лукашенко, Андреем Кобяковым и министром иностранных дел Владимиром Макеем речь шла, в частности, о нормализации отношений Минска и Запада. «Из того, что я видел, можно говорить о намерении со стороны белорусских властей к большей открытости в отношении к Евросоюзу, остальному миру», – заявил Паролин. Кроме того, Лукашенко официально пригласил посетить Беларусь Папу Римского – при том, что РПЦ считает Беларусь своей канонической территорией.

Ну и, наконец, посол Беларуси в Польше Александр Аверьянов озадачил местный бизнес заявлением о том, что Беларусь «превращается в стратегически важного посредника инвестиций Запада на рынке Евразийского экономического союза».

Сложно даже вспомнить, когда прежде белорусское руководство развивало подобную активность на западном направлении, причем порой откровенно в пику Москве. Остается лишь понаблюдать несколько месяцев – даст это эффект или нет. 

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (13 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика