Приложение Бетера на Андроид

"Каша" с молоком

Опубликовано: 17/04/2015 - 12:35

Так вышло, что президенты Беларуси и России в один и тот же день независимо друг от друга рассуждали о производстве молока. Вот только Александр Лукашенко говорил о том, как увеличить производство молока в Беларуси. А Владимир Путин – о том, как защитить российский рынок от молока из Беларуси.

В четверг в СУП «Озерицкий-Агро» под Смолевичами «аграрный» вице-премьер Михаил Русый доложил Александр Лукашенко, что в этом году Беларусь рассчитывает получить урожай не ниже уровня 2014 года. Затем, как сообщила БелТА, президент посетил молочно-товарную ферму «Задомля» – там чиновники отчитались о выполнении поручений по строительству современных животноводческих комплексов для производства молока. Оказывается, тут у нас все хорошо: по состоянию на 1 марта в целом по стране введено в эксплуатацию 1029 молочно-товарных ферм.

Это подтверждается информацией Белстата: в январе-марте 2015 года хозяйствами всех категорий республики произведено 1 млн 616,6 тыс. тонн молока – на 7,2% больше, чем за январь-март прошлого года. Понятно, что главный рынок для белорусской «молочки» – Россия. Но там, как теперь выясняется, уже всерьез думают о том, как перекрыть «молочные реки», льющиеся из Беларуси.

Во время прямой линии 16 апреля Владимир Путин, отвечая на вопрос аграриев из деревни Степаново Костромской области, посетовал: российские производители молока страдают из-за того, что цены сбивает завоз в больших количествах сухого молока из Беларуси. Следует «договариваться с белорусскими друзьями» по вопросам поставок белорусского сухого молока в РФ, заявил президент России.

Между тем, Министерство сельского хозяйства и продовольствия России приводит такие данные относительно производства отечественного молока. Так, его доля в общем объеме потребления молока в России – 77,4% (это данные по итогам 2014 года). А по данным «Молочного союза РФ», потребность России в молочных продуктах составляет около 38 млн тонн, тогда как за 2014 год в стране было произведено лишь 30,5 миллионов тонн.

При этом глава Минсельхозпрода Николай Федоров заявляет: «Удалось переломить ставший почти историческим отрицательный тренд в производстве молока: его объем по итогам 2014 года составил 30,8 млн тонн (в том числе 291,6 тыс. тонн в Крымском федеральном округе), что впервые в новейшей истории России больше по сравнению с предыдущим годом». Правда, именно «жидкого обработанного» молока, как уточняет Росстат, промышленность России произвела только 5,3 млн тонн, и это на 1% меньше, чем в 2013 году.

Если же рассмотреть свежие данные Росстата – за I квартал 2015 года – то выясняется, что производство «жидкого обработанного молока» за квартал упало на 1,3% (1,4 млн тонн), молока и сливок «в твердых формах» (сухого) упало сразу на 18,5% (21,6 тыс. тонн), а производство сыров и сырных продуктов растет на 32% (132 тыс. тонн).

Происки Минска? С точки зрения представителей «Национального союза производителей молока» России – да. Представитель организации Джон Кописки (он же – руководитель фермы «Рождество» Владимирской области) в рамках своего выступления на прямой линии с Путиным заявил, что даже его хозяйство в 3700 голов (1700 дойных коров) с продуктивностью в 10 тыс. литров молока нерентабельно. У российских фермеров отсутствует и реальный доступ к кредитным ресурсам: залоговые требования составляют 120-200% от суммы кредита. При этом статистические данные, считает Кописки, слишком оптимистичны и не отражают реальной картины в молочном животноводстве.

«Я уже сказал, что закупочные цены сегодня ниже себестоимости. Это создает проблемы, – ответил Кописки Владимир Путин. – Вопрос в том – что сделать для улучшения ситуации? Один из этих шагов – увеличение субсидирования ставок по кредитам в оборотный капитал». По его словам, сельское хозяйство является приоритетным, и сегодня правительство освобождает рынок для собственного сельхозпроизводителя.

Как говорят в таких случаях, «с этого момента, пожалуйста, поподробнее». Первое: признание того, что «правительство освобождает рынок для собственного сельхозпроизводителя» прямо противоречит множеству международных обязанностей России – начиная от членства в ВТО и до договора о Евразийском экономическом союзе.

Второе: Путин считает, что одна из причин непростого положения молочной отрасли – завоз сухого молока, в том числе из Беларуси. «Мы будем договариваться [с белорусской стороной] о единых способах субсидирования АПК и отдельных его отраслей, – пообещал президент РФ. – Будем увеличивать поддержку производству молока». Но известно, что в Беларуси уровень субсидий селу значительно выше, чем в России и Казахстане. И субсидии эти самые различные, в том числе непрямые. Например, «Белагросервис» и «Промагролизинг» предлагают колхозам и совхозам тракторы производства МТЗ на сверхльготных условиях лизинга. Но это – коммерческие структуры, и формально «руки государства» здесь нет. Сможет ли Москва заставить Минск отказаться от политики дотирования села? Вряд ли. Ведь на кону сразу два вопроса – продовольственной безопасности Беларуси и избирательных предпочтений сельского электората.

«Обратите внимание, продукты питания оказались одной из главных тем “Прямой линии” с Владимиром Путиным. Люди одновременно жаловалось и на рост цен, и на то, что ”санкционные” продукты все равно поступают на рынок России, и на то, что система импортозамещения не работает. А фермеры из разных регионов просили не снимать продуктовое эмбарго, чтобы не пускать зарубежных конкурентов, – сказал БДГ один из руководителей «Российского аграрного союза» Василий Рогожкин. – То есть куча требований, и все они противоречат друг другу. Так что, я думаю, в 2015 году ничего не изменится. Тем более надо учесть вот что: поставки продовольствия из Беларуси на российский рынок по демпинговым ценам решают для российского руководства сразу две проблемы. Во-первых, они тормозят рост цен на продукты на внутреннем рынке. А значит, тормозится рост социальной напряженности. Во-вторых, это форма поддержки Лукашенко, еще более весомая, чем регулярные кредиты. И в преддверии выборов президента в Беларуси Путин намного больше поддержит коллегу, оставив открытым российский рынок, чем если даст новый кредит “живыми” деньгами, но закроет российский рынок для белорусской “молочки”».

Между тем, новой проблемой для белорусских молочников постепенно становится давление с Запада. Дело в том, что Польша вошла в шестерку лучших производителей молока в Европе. Как рассказала журналистам DairyReporter директор польской Молочной палаты Агнешка Малишевска, оборот продаж в этой отрасли вырос с 3,89 млрд евро в 2010 до 4,43 млрд евро в 2014-м. За год переработчики получили более 10 млн тонн молока от польских фермеров. Значительная часть этого молока перерабатывается в сыры на предприятиях Литвы. А дальше включаются простые экономические механизмы. Минчане наверняка заметили, насколько больше за последний год появилось в продаже сыров из Литвы, и прежде всего сыра премиум-сегмента (бренд «Джугас»). Продавцы не скрывают: несмотря на высокую цену, покупают его довольно охотно, так как белорусские сыры ненамного дешевле, но значительно уступают по качеству. Зато их можно продавать в Россию, а литовский сыр – нет.

Такое вот получается любопытное взаимозамещение.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (15 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика