Приложение Бетера на Андроид

Казус Михалевича

Опубликовано: 09/09/2015 - 08:38

Кандидат в президенты на выборах 2010 года Алесь Михалевич уже во время выборов нынешних смог совершить очень многое. Всего за один день он успел вернуться из эмиграции, несколько раз сменить свой юридический статус, побывать за решеткой и снова обрести свободу. Осталось понять, что он будет делать далее.

Шоу одного политэмигранта

«Все чудесатее и чудесатее!», – говорила Алиса, путешествуя по созданной Льюисом Кэрролом Стране чудес. Сегодня примерно так же ощущаешь себя, наблюдая за очередными президентскими выборами. Еще полгода назад многие наблюдатели предсказывали, что они станут «самыми скучными в истории Беларуси». Но хотя выборы начались скучно и предсказуемо, драматизм событий стремительно нарастает – при непосредственном участии как властей, так и оппозиции.

Вчера на протяжении всего дня тех, кто следит за белорусской политикой, держал в напряжении один человек – Алесь Михалевич. Экс-кандидат на выборах 2010 года, он был задержан сразу после событий Площади и помещен в СИЗО КГБ. Оттуда его отпустили 19 февраля 2011 года под подписку о невыезде. Сразу после этого Михалевич провел резонансную пресс-конференцию, на которой рассказал о пытках в «американке» и о том, что его заставили подписать документ о сотрудничестве с КГБ. Не дожидаясь реакции спецслужб, несколько дней спустя политик тайно выехал из Беларуси и попросил политического убежища в Чехии (получил его 23 марта 2011 года). В Беларуси осталась его супруга Милана и две дочери.

В результате Михалевич оказался единственным фигурантом уголовного дела по факту массовых беспорядков 19 декабря 2010 года, уголовное дело в отношении которого не было закрыто, так как политик находится в розыске. Поскольку белорусские спецслужбы обратились в Интерпол, Михалевича несколько раз задерживали в Европе – но каждый раз отпускали, понимая, что его преследуют по политическим мотивам.

Неожиданно для всех утром 8 сентября Михалевич решил вернуться в Беларусь поездом Вильнюс-Минск, о чем буквально перед самой поездкой сообщил в соцсети Facebook. Политик ехал на родину, будучи уверен в том, что его задержат уже на границе. Даже взял с собой пакет с вещами для тюремной камеры.

«Возвращаюсь в Беларусь. Много раз говорил, что вернусь сразу, как выпустят основных политзаключенных (думал про Беляцкого и Статкевича). Они на свободе. Пересекаю границу Беларуси, и знаю, что меня арестуют, так как остаюсь последним обвиняемым по делу о “массовых беспорядках” 2010 года, которое следственный комитет отказывается закрывать», – написал Михалевич.

Его соратник и друг Павел Морозов, руководитель АРУ ТВ, занимавшийся из Эстонии информационной поддержкой возвращения Михалевича, сказал БДГ: «С Алесем мы дружим и часто общаемся с 2011года. Наши ситуации были похожи. Мы много говорили о делах в Беларуси, вопрос возвращения затрагивался не раз. Он всегда хотел вернуться. Говорил: «Когда выпустят всех политзаключенных, я поеду сразу в Минск». На Западе: в Чехии, в Германии и Польше где Алесь жил и работал, он сумел реализовать себя в юридической сфере, в бизнесе, занимался делами диаспоры и политических эмигрантов, был вполне успешен. Но семья оставалась в Минске … Думаю, желание быть с семьей и помочь своей стране в сложной ситуации стали решающими».

Михалевича и в самом деле задержали пограничники в Гудогае на паспортном контроле, после чего передали милиционерам – уже они доставили его в Ошмянский РУВД. Там он и ждал, пока в Минске на самом высоком уровне решалась его судьба. В итоге уже ближе к концу дня Алеся Михалевича освободили под подписку о невыезде. И он со встретившей его семьей отправился в Минск.

Возвращение и его последствия

Планы вернуться в Беларусь именно так – публично, через арест на границе, Михалевич вынашивал давно. По крайней мере, он рассказал об этом еще в августе 2013-го, давая в Вильнюсе интервью БДГ. Но эффекта неожиданности Михалевич все равно добился.

Понятно, что такое – без кулуарных договоренностей, без предупреждения, – возвращение Алеся Михалевича на родину поставило белорусского президента в очень неудобное положение. Казалось бы, совсем недавно он триумфально разрешил проблему политзаключенных – широким жестом отпустил сразу всех, включая недавно задержанных по «делу граффитистов». И тут объявляется Михалевич, которого, следуя букве закона, обязательно следует арестовать как бежавшего из-под подписки о невыезде.

Но он проходит по тому же делу, по которому проходил и отпущенный недавно Статкевич, и другие участники событий конца 2010 года. А значит, Михалевич, попав в СИЗО, автоматически стал бы политзаключенным. И весь пропагандистский эффект от свобождения шести политзеков 22 августа просто пропал бы.

В итоге власть приняла соломоново решение: Михалевич оставлен на свободе, но его дело не закрыто. Начальник управления информации и связи с общественностью Следственного комитета РБ Сергей Кабакович сообщил информагентству БелаПАН, что в производстве управления СК по Минску находится уголовное дело в отношении Михалевича по ч. 1 ст. 293 УК (организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти). Ранее расследование было приостановлено в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 246 УПК по причине того, что фигурант скрылся от органа уголовного преследования. Теперь же дело будет возобновлено – формальных оснований для его закрытия нет.

Мнения экспертов

По своему охарактеризовал роль Михалевича в новейшей белорусской истории эксперт БДГ, политолог Сергей Марцелев. В 2010 году он руководил избирательным штабом Николая Статкевича, после событий 19 декабря также оказался в СИЗО КГБ, где провел больше времени, чем Михалевич.

«Алесь Михалевич был невыразительным и компромиссным кандидатом. Тем более странно, что он стал одним из узников СИЗО КГБ после событий 19-го декабря. На него оказывали очень серьезное давление оперативники из контрразведки, выбивая информацию об иностранном дипкорпусе и фондах, финансирующих белорусскую оппозицию, – рассказал Сергей Марцелев. – Михалевича знали как одного из лоббистов зарубежной помощи, направляемой “третьему сектору”. Это и стало причиной, почему КГБ взяло его в оборот. Площадь – только предлог. Он подписал соглашение о сотрудничестве, а когда его выпустили под подписку о невыезде, Михалевич на пресс-конференции сделал мужественный шаг, предав этот факт огласке и рассказав о пытках политзаключенных в “американке”. За это ему спасибо, карателей в масках из СИЗО убрали, содержать стали в соответствии с правилами. КГБ взбесил побег Михалевича в Чехию. Они не ожидали такого. Вернувшись сейчас, через пять лет, Алесь удачно выбрал время – у властей нет резона накануне выборов возвращать его в тюрьму».

Перспективы Михалевича оценивает другой эксперт БДГ, руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников: «Своим возвращением Алесь Михалевич поставил белорусские власти в крайне неудобную для них позицию. Хочется посадить, но не можется. И непонятно что делать с уголовным делом. Сомневаюсь, что его закроют. Это станет своеобразной потерей лица для КГБ. Так что с уверенностью близкой к 100% считаю, что агент Гаврила будет осужден на лишение свободы условно, например год или два с учетом наличия двух малолетних детей на иждивении. После чего к нему тут же применят амнистию. И кроме как в базе данных МВД эта судимость нигде фигурировать не будет».

Как считает эксперт, возвращение Михалевича безусловно заставит шевелиться белорусских оппозиционных политиков. Так, Михалевич может стать сильным конкурентом Алексея Янукевича в качестве лидера БНФ. Да и взаимоотношения его с Андреем Дмитриевым в рамках коалиции «Народный референдум» наверняка сложатся непросто.

«Ожидать того, что Михалевич станет конкурентом Статкевича за внимание оппозиционного электората я бы тоже не стал. Последние шаги Николая Статкевича при всем уважении к нему как к офицеру и человеку показывают, что он остается политиком образца 90-х, – говорит Поротников. – Я бы спрогнозировал, что Михалевич попытается повысить дееспособность БНФ, сформировав вокруг себя условную фракцию своих соратников с тем, чтобы Фронт выступил альтернативой Говори правду. Из преимуществ Михалевича – наличие идейно мотивированной группы соратников. Из недостатков – конфликт с некоторыми представителями зарубежных доноров. Нас ждет глубокое переформатирование оппозиционных сил, появление трех групп: сторонники Дмитриева, сторонники Михалевича и лузеры (“зато мы честные и моральные”)».

Экс-депутат парламента, политик и предприниматель Андрей Климов сам трижды побывал в шкуре политзаключенного. «Поступок Алеся Михалевича, безусловно, заслуживает уважения. Думаю, и Андрею Санникову и Зенону Позняку следует вернуться, если любовь к родине у них превалирует над тихой жизнью обывателя на Западе. Понятно, каждый из них должен быть готов к тому, что их арестуют и посадят, – говорит Климов. – Я через это прошел в 2007-м. Но жизнь в эмиграции мне претит, загранице я предпочитаю тюрьму или смерть на родине – видимо, этим же принципом руководствовался Михайлевич, которого за этот поступок сегодня я считаю самым честным и мужественным политиком из участников злосчастных выборов-2010.

Легко ждать освобождения в тюрьме, даже если тебя постоянно принуждают написать прошение о помиловании, гораздо труднее изменить привычный ход вещей в твоей жизни в Европе, отказаться от сытой и спокойной жизни в Праге, чтобы вернуться на родину, да еще в такое неспокойное время накануне оккупации страны Россией. Уверен, что и я сам прожив в Европе много лет и устроив там свою жизнь не рискнул бы возвращаться в наш концлагерь. Думаю, знай Михалевич реальное положение дел в стране, он бы еще раз все взвесил, прежде чем возвращаться в Беларусь. Но что сделано, то сделано, Михалевич сегодня герой, именно так должны поступать настоящие оппозиционеры-диссиденты в нашей стране, без этого у нас никогда никаких перемен не будет».

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.7 (18 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика