Приложение Бетера на Андроид

Зачем и за чем приезжал Рапота

Опубликовано: 03/04/2015 - 09:17

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, приехавший в Минск на два дня в честь годовщины Союзного государства, намного больше внимания уделил экономике, чем политике. Судя по темам проведенных им переговоров, Москва вновь подталкивает белорусское руководство к ускоренной реализации пяти интеграционных проектов в промышленности – тех самых, которые «буксуют» уже несколько лет.

Визит в Минск государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты вполне можно было бы считать празднично-ритуальным, приуроченным к дате 2 апреля, когда отмечается «День единения народов Беларуси и России». Однако на самом деле Рапота выступил в роли посланника Кремля, уполномоченного вести переговоры о реализации ряда совместных российско-белорусских проектов в экономической сфере. Это те самые проекты, продвижение которых ранее лоббировал российский вице-премьер Аркадий Дворкович, специально для этого неоднократно приезжавший в Беларусь.

Теперь, похоже, задачу продвижения российско-белорусских проектов в Кремле переложили с плеч Дворковича на плечи Рапоты. Потому что 1 апреля в Минске уже именно Григорий Рапота обсуждал с премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым механизмы реализации основных интеграционных промышленных проектов. Как сообщила БелТА, Беларусь и Россия ведут работу по пяти совместным проектам, которые предусматривают плотные альянсы белорусских предприятий с российскими. Это автомобильный холдинг «РосБелавто» (ОАО «МАЗ» + ОАО «КамАЗ»); проект интеграции ОАО «Интеграл» и ОАО «Российская электроника» (контролируется госкомпанией «Ростехнологии»); ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ) и ГК «Ростехнологии»; ОАО «Пеленг» и Федеральное космическое агентство «Роскосмос»; ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Минерально-химическая компания "ЕвроХим"» либо ООО «Газпром Инвестпроект».

Здесь можно выделить два примечательных момента – интеграция с российскими предприятиями белорусских МАЗа и МЗКТ. Все уже думали, что проект по созданию альянса МАЗа и КамАЗа под брендом «РосБелавто» окончательно похоронен. Еще в апреле 2013-го Александр Лукашенко заявил, что слияние белорусского МАЗа с российским КамАЗом может быть нецелесообразно, если за КамАЗом стоят иностранцы, которые хотят закрыть белорусский завод. «Я – президент Беларуси, и я на эту бандитскую акцию, иначе не назовешь, не пойду», – цитировал тогда слова Лукашенко «Интерфакс».

А 11 октября 2013 года в Минске на пресс-конференции для российских СМИ Лукашенко рассказал, что выступает против объединения МАЗа и КамАЗа, так как проект будет невыгоден для белорусской стороны. «Если взять эти три параметра, то денег у российской стороны нет, технологии хуже, чем на МАЗе, потому что МАЗ производит конкурентную продукцию, которая продается не хуже, чем КамАЗ, если их поставить в равные условия, – сказал тогда глава Беларуси. – У меня возникает вопрос: а не получится ли так, что вы предприятие это заберете за бесценок (денег же у вас нет) и со временем на МАЗе будут производить только диски для автомобилей? Не может быть такое? Может».

Но реальная жизнь показала, что самостоятельно МАЗ вряд ли выживет – недавно завод был вынужден остановить главный сборочный конвейер и распустить рабочих по домам. Видимо, именно это и заставило официальный Минск поменять свою позицию относительно «РосБелавто» и возобновить переговоры.

С МЗКТ ситуация еще более странная. В отличие от МАЗа, это предприятие обеспечено заказами – оно единственное на постсоветском пространстве производит колесные шасси для российских ракет всех типов, включая межконтинентальные стратегические ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс». Именно по этой причине представители российского ВПК «ходят кругами» вокруг МЗКТ, стараясь заполучить его себе любым путем. Ведь попытка создать аналогичное производство на Брянском автомобильном заводе (БАЗ) потерпела крах.

Однако и в случае с МЗКТ белорусский президент неоднократно выступал против интеграции этого предприятия с российскими ФПГ. В последний раз это было озвучено 16 марта, когда Александр Лукашенко заявил, что белорусское госпредприятие ОАО «Минский завод колесных тягачей», входящее в число пяти «пилотных интеграционных проектов» Беларуси и России, не будет менять собственника. «Это государственное предприятие. И хотелось бы, чтобы оно сохранило свою форму собственности», – подчеркнул Лукашенко.

Но, как видим, все меняется. Григорий Рапота после переговоров с Кобяковым отметил, что сторонами проделана уже довольно большая работа по интеграции предприятий. «По крайней мере, проведены какие-то оценочные мероприятия, решены вопросы, связанные со структурой возможных создаваемых совместных транснациональных предприятий», – сказал он. Однако при этом госсекретарь СГ констатировал, что вопрос упирается в деньги. «Сейчас не самое лучшее время решать эти вопросы, но, тем не менее, я считаю, что если исходить из того, что мы должны выйти из кризиса не ослабленными, а усиленными, то надо эту задачу решать», – приводит его слова БелТА.

Между тем, два года назад, 29 марта 2013-го, в Минске прошла аналогичная встреча Рапоты, только с первым вице-премьером Беларуси Владимиром Семашко. Тогда Семашко заявил, что «до 31 марта должны быть согласованы графики» реализации тех самых пяти интеграционных проектов, а 1 апреля в Москву направится рабочая группа Минпрома Беларуси с целью «окончательно согласовать вопросы по „РосБелавто“». Как видим, прошло два года, но воз и ныне на том самом месте.

По словам Рапоты, он также обсудил с Кобяковым проблему реализации в Союзном государстве единой промышленной политики. Как рассказал госсекретарь на пресс-конференции, обсуждались и вопросы оптимизации условий хозяйствования в СГ. «Нам нужно дать ощущение производителям российским и белорусским, чувствовать себя на территории друг друга так же, как дома – т.е. создать им равные условия на всей территории Союзного государства», – сказал Григорий Рапота.

Также, по мнению российского гостя, Союзное государство Беларуси и России может служить пилотным проектом для развития интеграционных структур, в том числе и Евразийского экономического союза. «Создание ЕАЭС, который начал работать с 1 января текущего года, – это очень заметный качественный скачок. Вопрос взаимоотношений Союзного государства и других интеграционных объединений (в первую очередь ЕАЭС) является предметом наших постоянных дискуссий, – заявил Рапота. – Объективный анализ говорит, что по ряду направлений мы служили и служим полигоном для обкатывания технологий интеграции. Это было и с ликвидацией таможенной границы. Сейчас есть совершенно уникальный опыт существования двух государств без пограничного контроля. И если когда-нибудь Евразийский экономический союз придет к решению фактически ликвидировать границу, то уже есть наработанный опыт».

«Вместо ”хозяйственного” вице-премьера Дворковича интеграцией белорусских предприятий в российскую экономику занялся госсекретарь Союзного государства Рапота. Это прямо говорит о том, что в Москве решили перевести данный процесс из экономической плоскости в политическую, – считает Виктор Хаврин, эксперт Института стран СНГ (Москва). – Видимо, российское руководство дает понять своему белорусскому союзнику: раз нужны деньги перед выборами, то придется уступить что-то из собственности, чтобы экономика совсем не заглохла. У Дворковича договориться не получилось – ключевые проекты не реализовываются годами. Посмотрим, что получится у Рапоты».

Оцените эту статью: 
Средняя: 4.7 (12 оценок)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика