Приложение Бетера на Андроид

Греция: гибель империи?

Опубликовано: 12/03/2012 - 14:51

Греция избежала неконтролируемого дефолта, вероятность которого, по мнению аналитиков, превышала 90%. Однако последствия кризиса могут быть весьма ощутимыми для экономики еврозоны и не только. Эксперты утверждают: дефолт может повториться.

Мир с интересом и тревогой наблюдал, как Греция будет выбираться из долговой ямы – самой глубокой за последние десятилетия и опасной не только для этой страны.

29 февраля Международное рейтинговое агентство Moody\`s заявило о дефолте Греции по ее долговым обязательствам. По классификации Moody\`s, долговые обязательства с рейтингом "C" представляют собой класс облигаций с наиболее низким рейтингом и, как правило, находятся в состоянии дефолта.

9 марта СМИ пестрили информацией о том, что международное рейтинговое агентство FitchRating, входящее в так называемую "большую тройку" рейтинговых агентств вместе с Moody\`s и Standard&Poor\`s, понизило суверенный кредитный рейтинг Греции с C до RD ("ограниченный дефолт").

Однако Греции удалось снизить свою долговую нагрузку на 100 млрд евро. Таков результат многомесячных переговоров между правительством Греции, "тройкой" международных кредиторов и частными инвесторами.

Напомним, госдолг Греции превышает в настоящее время €350 млрд.

Как ранее сообщали информагентства, Афины не могут самостоятельно обслуживать свои долговые обязательства, для этого правительству Греции нужна помощь извне. В конце февраля Европейский центробанк, Еврокомиссия и МВФ заявили о решении выделить Греции второй пакет финансовой помощи в €130 млрд.

Власти предложили частным инвесторам обменять свои греческие облигации на другие, меньшей стоимости, с более низкой доходностью и с большим сроком погашения. 

Участие инвесторов составило 85,8% от планируемого объема реструктуризации, или 152 миллиарда евро из 177 миллиардов, подлежащих списанию на 53,5% на первом этапе обмена долга.

В отношении остальных рекомендовано применение так называемой нормы коллективного действия, которая позволяет при согласии квалифицированного большинства принудить меньшинство инвесторов к обмену долга.

После применения законодательной меры, позволяющей принудить меньшинство согласиться с мнением большинства, участие может возрасти до 95,7%.

Как ожидается, обмен греческих облигаций, обращающихся по греческому праву, завершится 12 марта, после чего Евросоюз и МВФ выделят стране первый транш 130-миллиардных кредитов, которые частично пойдут на выплаты кредиторам по новым облигациям и рекапитализацию греческих банков, оказавшихся в числе основных пострадавших от реструктуризации суверенного долга.

Если бы этого не случилось, Афины не смогли бы до 20 марта погасить свои обязательства на сумму в 14,5 млрд евро. Соглашение позволит избежать неконтролируемого дефолта Греции и должно снизить госдолг со 160% до 120,5% от ВВП страны к 2020г. 

Списав порядка 85% греческого долга, крупнейшие банки Германии и особенно Франции потеряют на этом три четверти реальной стоимости своих инвестиций.

Крупнейшая в истории реструктуризация суверенного долга свершилась. "Сработали" кредитные дефолтные свопы - финансовые инструменты, которые называют страховкой от дефолта.

Несмотря на то, что в стране объявлен дефолт, греческие власти, судя по всему, смотрят на будущее с оптимизмом. "Это исторический момент, обмен облигаций идет очень успешно. Это позволяет нам стабилизировать экономику и развивать ее", - заявил представитель правительства Пантелис Капсис.

Как Греция попала в Еврозону

Греция вошла в зону евро 1 января 2001 года. Этому предшествовали события, не оставляющие сомнений в ошибках – как греческого правительства, так и органов ЕС.

Греция была единственной страной, которая стремилась войти в зону евро еще в 1998 году, но не была туда допущена.

Другие государства Южной Европы - Италия, Испания и даже Португалия – смогли выполнить маастрихтские критерии, -  финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону.

Справились с маастрихтскими критериями и недавно вступившие в ЕС Австрия и Финляндия, притом что финляндская марка пережила 17 (!) девальваций за послевоенную историю. Нетрудно догадаться, какое разочарование вызвал в греческой элите отказ руководства ЕС.

Однако упрямая Греция добилась того, что в решение Совета ЕС 3 мая 1998 г. было включено, по сути, обещание принять ее в зону евро с 1 января 2001 года – с тем, чтобы страна перешла на наличные евро одновременно со всеми. Конечно, Совет не мог не принять во внимание историческое прошлое Греции и тот факт, что современная европейская цивилизация стоит на античной культуре.  
 
Что касается экономических заслуг Греции, то с ними дело обстояло намного хуже. На протяжении двух десятилетий, предшествовавших переходу Греции на евро, динамика ее макроэкономических показателей не оставляла никаких надежд на то, что страна сумеет на долгосрочной основе выполнить критерии конвергенции.

 

В течение 1980 – 1999 гг. среднегодовой дефицит госбюджета составлял более 8% ВВП (при нормативе 0 – 3%). Средний уровень инфляции равнялся в 1980 – 1989 годах 19,5%, а в 1990 – 1999 годах – 11,6%. По определению ЕЦБ, нормальным считается инфляция в размере 2% годовых. На протяжении 1990 – 1999 годов государственный долг Греции вырос с 60% до 103% ВВП, тогда как установленный в Маастрихте потолок составляет 60%.

9 мая 2000 г. Греция направила в Совет ЕС официальную просьбу принять ее в валютный союз.

Тут же была предоставлена официальная статистика, согласно которой страна выполняла основные требования Договора: с марта 1999 г. по март 2000 г. инфляция и долгосрочные процентные ставки составили соответственно 2,0% и 6,4%, дефицит госбюджета – 1,6%, а отношение госдолга к ВВП – 104%.

На этот раз цель была достигнута - органы ЕС положительно оценили прогресс, достигнутый Грецией в выполнении маастрихтских критериев, и разрешили ей стать двенадцатым участником зоны евро.

Согласно Программе стабильности и роста на 2000-2004 гг., направленной в Совет ЕС в декабре, положительное сальдо госбюджета Греции должно было составить в 2001 г. 0,5% ВВП, а в 2004 г. – 2,0% ВВП. Госдолг планировалось сократить со 103,9% ВВП в конце 2000 года до 84% в 2004 году. Уже в 2001 году темпы инфляции предполагалось приблизить к 2%, а уровень безработицы должен был сократиться до 7,5%.

Как выяснилось позже, планы, декларированные в этой программе, как и показатели, существовали только на бумаге, ни одно из контрольных значений впоследствии достигнуто не было.

Особенно сильно обещания расходились с практикой по такому показателю, как состояние госбюджета: вместо профицита страна имела нараставший дефицит.

Как считают многие эксперты, в основном Грецию приняли в валютный союз из политических соображений. Предполагалось, что страна, ВВП которой составлял менее 2% от ВВП зоны евро, будет, в конце концов, переварена валютным союзом, и в любом случае не сможет нанести ему видимого ущерба. Увы, эти ожидания не оправдались. 

Обманчивое счастье

Вступление Греции в зону евро привело к социальному и культурному взлету.

Когда премьер-министр Коста Симитис снял первые банкноты евро из банкомата в начале 2002 года, в страну пришла радость и чувство удовлетворения – многие связывали с этим событием возможность процветания экономики и стабильности, пишет Ник Malkoutzis, известный журналист ежедневной газеты Kathimerini, выходящей в Греции на английском языке.

Греки были готовы не думать о будущем и не замечать плохих последствий.

Тем более что были и хорошие. Такие, например, как возможность дешевых кредитов, что являлось платформой для беспрецедентного периода устойчивого роста экономики. Эти кредитные линии позволили греческим компаниям расправить крылья и парить за пределами Греции. Греческие банки смогли установить доминирующее положение в соседних странах, Греция стала крупным игроком на Балканах. Может, это было большой рыбой в маленьком пруду, но дела шли гладко.

Поток дешевых денег из Европы также позволил многим грекам реализовать свои давние мечты – они смогли выехать за границу на отдых, снабдить свои дома последними новинками техники и электроники, ездить на автомобилях, как европейцы, из Лондона в Лиссабон или Париж. Молодые люди вдруг получили возможность покупать дома и автомобили.

Процветающие греческие банки были счастливы дать кредиты на развитие бизнеса частных предпринимателей, позволяя им применять свои навыки и знания для эффективного использования.

В стране стремительно рождались новые предприятия, открывались кафе и рестораны. Появился новый музей в Акрополе, где соединяется прошлое Греции с ее настоящим.

Греческое правительство было в состоянии финансировать повышение заработной платы для государственных служащих и инфраструктурных проектов. Реализовывались планы строительства дорог и мостов, которые долгие годы существовали только в виде чертежей.

Весь мир увидел, что Греция действительно расцвела.

Однако немногие тогда поняли, что для дальнейшего процветания этой богатой земли необходимы более активные действия и, чтобы поднять Грецию на европейский уровень, нужно приложить максимум усилий.

Присоединение к еврозоне дало Греции редкий шанс для процветания, но власти не учли того, что рано или поздно приходит время, когда за все кредиты и долги нужно расплачиваться. Нужны были совместные и согласованные усилия для перестройки государственного управления, тогда как старая система была серьезным препятствием на пути прогресса страны.

Это был не столько вопрос о размере и стоимости государственного сектора, сколько вопрос грамотной политики, ее дальновидности – все это отсутствовало в течение последнего десятилетия.

Премьер-министр Костас Симитис и его партия сбились с пути, политическая машина просто устарела, обещанные реформы так и остались словами. Слишком много времени, сил и денег было потрачено на защиту своих интересов в государственном секторе.

Люди были плохо подготовлены к переходу от драхмы к евро, в результате чего доходы стали сокращаться, а цены – падать.

Частный сектор нуждался в дешевых кредитах, а государство стремилось увеличить зарплату госслужащим, чтобы они смогли идти в ногу с ростом стоимости жизни.

Итак, зарплата выросла, вырос и прожиточный минимум. И еще до того, как разразился кризис, многие греки жили намного хуже, чем во времена национальной валюты.

Заимствования и кредиты не привели к компенсациям и эффективным результатам. Строительный бум, например, оказался не более чем мыльным пузырем. Деньги, полученные предпринимателями, шли уже не на развитие бизнеса, а на собственное обогащение. И влияния на экономику страны никакого не имели.

С бешеной скоростью страна продолжала мчаться к своей же катастрофе.

Греческий экономист и стратег Питер Экономидес отметил, что Греция, прославившаяся Олимпиадой в Афинах, превратила знаменитый город в роскошный торговый центр. Это было время потребительской лихорадки, когда заемные средства уходили на импортируемые товары, а не вкладывались в развитие исследований и собственного производства.

В то же время более бедные страны, находящиеся на задворках Европы, продолжали бороться за свой суверенитет, чтобы остаться на плаву, даже когда было трудно грести. 

Греция же возомнила, что сможет и дальше «ездить» на евро, не предпринимая сама никаких усилий. Ей было невдомек, что монетарная политика сама по себе не приведет к процветанию, что валютный союз без финансового, экономического и политического единства был обречен. 

В результате около полумиллиона греков потеряли работу, десятки тысяч предприятий были закрыты, экономика сократилась более чем на 1/10, в Афинах бушевали беспорядки, партия Папандреу, правящая почти 20 лет, рухнула. 

Кого обманула Греция

Теперь, по прошествии времени, сам процесс вступления Греции в еврозону можно рассматривать как обман. Но кого же она обманула, Греция, не предоставив объективных данных о своей экономической ситуации органам ЕС? Похоже, что сама себя.

В октябре 2011 года президент Франции Николя Саркози по итогам саммита ЕС заявил, что решение о приеме Греции в состав еврозоны в 2001 году было ошибочным.

"Греция была не готова к интеграции в еврозону, однако присоединилась к блоку, предоставив ложные экономические показатели. Теперь же мы вынуждены ей помогать во избежание общего краха", - сказал тогда французский лидер.

При этом Саркози выразил уверенность в том, что благодаря решениям, принятым на саммите ЕС, Греции удастся выкарабкаться из долгового кризиса и избежать дефолта.

Это было сделать нелегко. Только к 4 часам утра 26 октября, когда открылись биржи Гонконга и Шанхая, президент Франции со следами бессонной ночи на лице предстал перед журналистами в Брюсселе, объявив о том, что страны еврозоны договорились о списании 50% греческого долга, то есть 100 млрд евро, тем самым позволяя обойти стороной катастрофу.

Однако при условии, что Греция будет четко выполнять свои обязательства, и принятые на саммите решения не лягут тяжелым бременем на гарантирующие стороны.

"Дефолт Греции неизбежно создаст эффект домино по всей Европе. За греческим крахом обязательно последовали бы сомнения инвесторов в дальнейшей судьбе Италии, а это может сильно подорвать стабильность евро. Если взорвется евро, взорвется вся Европа", - сказал тогда президент Франции.

Однако в ответ на это министр иностранных дел Греции Ставрос Ламбриндис в интервью "Би-би-си" сказал, что при всех своих проблемах Греция не является причиной нынешнего долгового кризиса еврозоны.

"То же самое мы видим в Португалии, Ирландии, Испании и Италии. Бесполезно делать одну страну козлом отпущения, если имеешь дело с общеевропейской проблемой", - сказал он.

Буквально за несколько минут до заявления Саркози греческий премьер-министр Георгиос Папандреу сказал, что достигнутое лидерами ЕС соглашение даст Греции время построить "совершенно новую страну".

Сегодня совокупный государственный долг страны перед частными и национальными кредиторами составляет около 350 млрд евро. По оценке французского лидера, подобные меры позволят Греции к 2020 году снизить уровень госдолга до 120% от ВВП.

Итак, греческий парламент одобрил план сокращения бюджетных расходов, на котором настаивают международные кредиторы Греции - ЕС и МВФ.

Стало ясно, что "затянуть пояса" придется всем грекам. Бюджетные расходы в дополнение к предыдущим программам сокращения должны быть урезаны еще на 1,5% ВВП. Это подразумевает увольнение 15 000 госслужащих, снижение на 22% (до 600 евро в месяц) минимальной зарплаты, снижение размеров пенсий и масштабную приватизацию.

Проводить их вполне реально в условиях, когда страна лишена самостоятельного эмиссионного центра, а правительство панически боится вернуть собственную валюту и соглашается практически на любой ультиматум кредиторов.

Уже сейчас очевидно, что рецепты, прописанные Афинам, себя не оправдали. Снижение госрасходов влечет за собой рост социальной напряженности, экономическую депрессию, снижение налоговых поступлений и, как следствие, необходимость принятия новых мер "жесткой экономии".

Утверждение непопулярного плана сопровождалось погромами, поджогами и строительством баррикад в центре Афин, где на улицы вышло около 80 000 человек. В столице, по данным агентства Рейтер, были разграблены 150 магазинов, подожжены 34 здания, включая банковские офисы.

Фактически на Греции опробовался альтернативный подход к борьбе с финансовым кризисом. Вместо накачивания экономики и финансового сектора при помощи ряда "мер государственного стимулирования", пути, по которому прошли и продолжают двигаться практически все страны, меры строжайшей экономии.

Понятно, что подобное развитие событий нанесет серьезный удар как по греческой экономике, так и по европейскому валютному союзу. Но удар этот не намного более болезненный, чем продолжение нынешней политики "затягивания поясов". К тому же выход Греции из валютного союза даст экономике хоть какой-то шанс на восстановление.

Многие аналитики признают, что брать в ЕС все страны без разбора было большой ошибкой. Но теперь деваться некуда - назвались Евросоюзом, придется отдуваться за каждого члена.

Дефолт: кто виноват?

Ситуация в Греции заставила страны еврозоны задуматься о последствиях проблем экономической и политической системы.

Долговой кризис в Греции фактически спровоцировал новый кризис в зоне евро как таковой, высветив тем самым целый ряд старых и новых проблем, решение которых имеет принципиальное значение для эффективного функционирования евро.

1.       Теперь понятно, что основная ответственность за кризис лежит на правительстве Греции, так как основы нынешних экономических трудностей были заложены именно в проводимой им много лет экономической политике. И к тому же стало очевидно, что власти не предоставляли правдивой и адекватной информации о настоящем положении вещей – о характере и масштабах национальных бюджетных проблем.

Так, еще в марте 2004 года Евростат высказал свои претензии к качеству греческой статистики и вынужден был пересмотреть статистические данные Греции за 2000-2003 гг.

2.       Вина за сегодняшний греческий кризис лежит не только на самой Греции, но и на институты еврозоны, так как правительства этих стран не смогли подать своевременный сигнал о своей готовности помочь Греции. Европейский центральный банк также фактически создал некоторую неопределенность – ведь государственный долг Греции можно было использоватьв качестве залога для получения ликвидности. И ЕЦБ мог объявить об этом ранее.

3.       Финансовые рынки, на которых до кризиса наблюдался чрезмерный оптимизм. А после, когда кризис начался - сменился глубочайшим пессимизмом. Использование свопов на кредитный дефолт дает пессимистически настроенным участникам рынков неограниченные возможности спекулировать против отдельных стран, тем самым усугубляя их проблемы.

Итак, греческий кризис, по сути, явился лакмусом проблем и помог высветить структурные ошибки еврозоны: монетарный союз не является частью политического союза.

Такой дисбаланс ведет к формированию экономических различий между странами, причем механизм преодоления таких различий отсутствует. Эти экономические различия, в свою очередь, составляют своего рода материальную основу различий в состоянии национальных бюджетов и появления фискальных кризисов.

Ситуация в Греции заставила искать пути повышения экономической политики в условиях кризиса.

Страны еврозоны - в опасности

То, что Греция благополучно выплыла сегодня – еще не говорит о полной стабильности в мире.

Сегодня эксперты констатируют: под влиянием греческого кризиса при неблагоприятном варианте событий может начаться цепная реакция суверенных дефолтов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проблемы банковского сектора вынудят правительства вкладывать значительные средства в спасение банковских институтов.

Иными словами, последствия кризиса могут быть весьма ощутимыми для экономики еврозоны и не только.

Помощь Греции может подать также негативный сигнал относительно готовности помогать странам, которые проводят ошибочную экономическую политику. Иными словами, речь идет о том, что безответственное поведение правительства не наказуемо.

Также возникает вопрос относительно реагирования на будущие кризисы. Понятно, что, прежде всего, следует предпринять меры (как на национальном, так и на международном уровне), которые бы позволили в принципе минимизировать появление подобной ситуации в будущем.

Кризис заставляет экспертов и политиков пересмотреть традиционные представления о целях, содержании и инструментах экономической политики в современных условиях. При этом очень важно с новых позиций оценить роль и реальную эффективность экономической политики в прошлые периоды экономического роста и кризисных потрясений.

Результаты греческого дефолта не заставили себя долго ждать. В феврале 2012 года заместитель главы центрального банка Польши Витольд Козински сообщил, что присоединение Польши к зоне обращения единой европейской валюты будет отложено из-за долгового кризиса в Греции.

"Разумеется, вступление Польши в еврозону будет отложено, в том числе, из-за событий в Греции", - заявил Козински, - Тем не менее, оно случится".

Козински стал первым польским чиновником, открыто признавшим, что долговой кризис в еврозоне отразится на планах Варшавы перейти на единую европейскую валюту. Тем не менее, он не уточнил, когда же Польша все-таки намерена вступить в еврозону.

В 2008 году Польша заявила, что хотела бы перейти на евро в 2012 году, однако после начала мирового финансового кризиса речь о конкретных сроках уже не велась.

Опрошенные Reuters аналитики полагают, что Польша может присоединиться к еврозоне в 2015 году, хотя сомневаются, что у центристского правительства хватит политической воли, чтобы добиться удовлетворения жестких критериев, установленных ЕС.

И это еще не все…

 
Глава МВФ Кристин Лагард 9 марта заявила, что Международный валютный фонд (МВФ) собирается выделить Греции в течение четырех лет 28 миллиардов евро (36,7 миллиарда долларов) для поддержки реализации экономической программы властей страны.
 
Кристин Лагард отмечает, что свет в конце тоннеля неминуемо забрезжит, если только все, включая греческое правительство, будут действовать строго по плану. "Речь идет о совместных усилиях: европейские партнеры снижают ставки по кредитам для Греции, а частный сектор - банки, пенсионные фонды, страховые компании, купившие греческие долги, соглашаются на реструктуризацию", - заявила она. 
 
Между тем, поводов для ликования маловато - получена лишь отсрочка. Если греческое правительство не использует должным образом полученную передышку, очередная угроза дефолта не заставит себя долго ждать. В этом не сомневается подавляющее большинство экспертов.
 
По мнению аналитиков Commerzbank, для того, чтобы Греция сумела, наконец, встать на ноги, правительству страны необходимо решить две важнейшие проблемы. Во-первых, необходимо с нуля реформировать раздутый, неэффективный и частично разрушенный государственный сектор экономики. А во-вторых, нужно восстановить конкурентоспособность греческой экономики. 
 
Опыт двух предыдущих лет показывает, что полученной передышки на решение этих двух задач будет недостаточно. Совершенно неясно, способно ли будет правительство Греции начинать реформы при таком массовом сопротивлении. Более того, захочет ли мажоритарное большинство в парламенте, которое будет выбрано в апреле, вообще осуществлять какие-либо реформы. 
 
В Commerzbank не исключают необходимости повторной "стрижки". Аналитики банка считают маловероятным, что Афинам удастся снизить долговую нагрузку до 120% от ВВП к 2020г., как этого требует МВФ. Аналитики МВФ исходили из более оптимистичного сценария, полагая, что рост ВВП в Греции в период с 2012 по 2020гг. будет в среднем составлять 0,9%. Если же экономика Греции будет в среднем прибавлять по 0,4% в означенные годы, то соотношение долга к ВВП упадет к 2020г. лишь до 127%.

Если же профицит бюджета до выплат процентов все же будет ограничен 1,7%, а не запланированными 2,2% от ВВП, то соотношение долга к ВВП будет составлять 129%. Если же долговая нагрузка окажется еще выше, то МВФ, по всей видимости, потребует еще одной реструктуризации государственных долгов для того, прежде чем предоставить очередной транш помощи, полагают эксперты Commerzbank. 

Итак, принудительная реструктуризация произошла.
 
«Полтора года назад этот сценарий казался чем-то страшным, теперь он показывает, как далеко мы продвинулись в стремлении обезопасить экономику Греции. Похоже, рынок это почувствовал, что позволило курсу евро расти», — приводит бизнес-издание WallStreetJournal слова стратега по рынкам валют CreditSuisse Даниэля Катцива (DanielKatzive).

В то же время опасения за судьбу еврозоны сохраняются из-за прогнозов Европейского центрального банка по развитию экономики в еврозоне. Так, накануне стало известно, что ЕЦБ ухудшил прогноз по динамике ВВП еврозоны в 2012 году — до сокращения в 0,1% против ожидавшегося ранее роста в 0,3%. В 2013 году регулятор ожидает роста экономики еврозоны на 1% против ожидавшихся ранее 1,3%.

Кроме того, были ухудшены прогнозы по инфляции в еврозоне — в 2012 году инфляция составит 2,4% (тогда как ранее ожидались 2%), а в 2013 году — 1,6% (против 1,5%, ожидавшихся ранее). В то же время совет управляющих ЕЦБ на заседании в четверг принял решение сохранить базовую процентную ставку без изменений — на уровне 1% годовых. 

Справка

По маастрихтским критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное развитие экономики в рамках экономического и монетарного союза.

Так, дефицит правительственного сектора бюджета должен быть менее 3 % от ВВП. Долг правительственного сектора должен быть менее 60 % от ВВП или приближаться к этому умеренными темпами.

Государство должно не менее двух лет участвовать в механизме ERM2 и обеспечивать стабильность обменного курса своей валюты по отношению к евро.

Размер инфляции в стране не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень трех стран-членов ЕС, достигших наилучших результатов в сфере стабильности цен.

Долгосрочная процентная ставка по государственным облигациям страны сроком на 10 лет не должна превышать больше, чем на 2 процентных пункта средний уровень трех стран-членов ЕС, достигших наилучших результатов в сфере стабильности цен.

Рассматривается мера самостоятельности Центробанка и его интегрированность в систему евро.

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 оценка)

Новости по теме

Что делать, если Марафон зеркало не работает

Яндекс.Метрика